Герб
Средняя школа № 34 г. Могилева
Познавая самого себя, мы познаем весь мир!
Не проста ў словы я гуляю, на роднай мове размаўляю
«Могилев в лицах»

Музей боевой славы

Совет ТОС  микрозоны № 9

Безопасный маршрут

Центр допризывной подготовки

Первичная организация БРСМ СШ №34



Год науки
Главная arrow Методическая работа arrow Уроки arrow «Литература и искусство во второй половине 1950-х — первой половине 1980-х гг.»
«Литература и искусство во второй половине 1950-х — первой половине 1980-х гг.» Печать E-mail
13.02.2011

Разработан Беляевой Галиной Николаевной

Тема: Литература и искусство во второй половине 1950-х — первой половине 1980-х гг. (9* класс)

Цели:
  • Образовательная:
    учащиеся должны определять влияние общественно-политической жизни страны на развитие культуры Беларуси во второй половине 1950-х — первой половине 1980-х гг.
  • Развивающая:
    учащиеся должны уметь работать в группе, готовить сообщения на основе нескольких исторических источников, обобщать исторические факты, формировать на их основе выводы, составлять сравнительно-обобщающие таблицы.
  • Воспитывающая:
    продолжить формирование политической культуры, мировоззренческих понятий об особенностях белорусской культуры во второй половине 1950-х — первой половине 1980-х гг.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока:
  • учебные пособия Фомина В.М. История Беларуси, 1945-2005 гг.: учебное пособие для 10 класса. — Мн., 2006.
  • пакеты иллюстративных материалов


№ п.п. Деятельность учителя Деятельность учащихся
№ 1 Организационно-мотивирующий этап.
Цель: создание условий для продуктивной деятельности.
Выясняю готовность учащихся к началу урока.  
№ 2 Актуализация опорных знаний учащихся
Цель: создание условий для актуализации знаний по предыдущей теме
Учитель: Существует мнение, что середина 1950-х — первая половина 1980-х гг. были довольно противоречивым периодом в истории Беларуси. Выскажите свою точку зрения: могли ли данные противоречия отразиться на развитии образования и науки, белорусской литературы и искусства. Учащиеся отвечают на вопросы.
№ 3 Изучение нового материала.
Цель: создание условий для определения темы и целей урока, для усвоения знаний учащихся о достижениях белорусской культуры во второй половине 1950-х — первой половине 1980-х гг.
Делит класс на 6 групп, раздает тестовые задания так, чтобы представители одной группы получают одинаковый тест (приложение 1). Индивидуально выполняют вводный тест в тетради.
Предлагает сверить полученные результаты с правильными ответами, записанными на доске (1.б; 2. б, в; 3. в; 4. б, в; 5. б). Осуществляют самопроверку.
Определяет уровень успешности выполнения задания. Высказываются.
Предлагает определить каких областей белорусской культуры касались вопросы теста. Отвечают на вопрос.
На основании ответов предлагает составить план урока. Записывает, предложенный план урока на доске. Обсуждают в парах, высказываются.
Предлагает назвать тему урока. Называют тему урока «Литература и искусство в первое послевоенное десятилетие».
Записывает тему урока на доске. Записывают тему и план урока в тетрадь.
Предлагает определить цели урока. Определяют цели урока.
На основании материалов теста, учебного пособия Фомина В.М. История Беларуси, 1945-2005 гг. (стр. 93-105), предложенного пакета иллюстративных материалов, предлагает группе изучить и проанализировать полученные материалы, определить особенности развития данного направления белорусской культуры, составить выступление на тему карточки теста. Изучают и анализируют полученные материалы.
Составляют и в соответствии с планом урока презентуют выступление, с последующими выводами.
По ходу выступления докладчика и дополняющих, учащиеся класса заполняю таблицу (приложение 2).
№ 4 Систематизация и обобщение знаний. Контроль.
Цель: систематизировать основные понятия, выявить сформированность умений применять знания на практике.
Предлагает вопросы:
1. Новое осмысление военных событий, анализ психологии простого солдата, приближение к правде жизни. Соотнесите с периодами:
а) 1945-1955 гг.;
б)
1955-1980 гг.
Свой
выбор аргументируйте.
2. Сегодня говорят, что в условиях демократизации общественно-политической жизни того времени белорусские литераторы расширили рамки метода социалистического реализма. Так ли это. В чем это проявилось.
3. Нашли ли отражения эти изменения в белорусской живописи, скульптуре, театральном искусстве и кино.
Высказывают свою точку зрения.
Предлагает группам обменяться карточками теста. Выполняют тест.
Организовывает самопроверку и коррекцию.
Определяет результаты тестирования.
Проводят самопроверку
№ 6 Рефлексия.
Цель: создание условий для самоанализа деятельности учащихся.
Учитель: Какое влияние оказала белорусская культура второй половины 1950-х — первой половины 1980-х гг. на членов вашей семьи, вас лично? Отвечают на вопрос. Свой ответ аргументируют.
№ 7 Подведение итогов урока. Оценивание.
№ 8 Домашнее задание.
  п. 15,16.
Задание для желающих. В творчестве художника М.Савицкого представлены три мадонны («Чернобыльская мадонна», «Партизанская мадонна», «Партизанская мадонна (Минская)»). Аннотируйте эти картины.
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.


Приложение 1.

1 группа. «Литература».
1. В период «оттепели» в Беларуси были реабилитированы:
а) И. Мележ, В Караткевич, И.Шамякин;
б) В.Голубок, Т.Гартны, М.Горецкий;
в) И.Чигринов, И.Науменко, В.Быков.
2. Углубление темы войны отмечается в работах:
а) В Караткевич «Кастусь Калиновский»;
б) В.Быков «Знак беды»;
в) А. Адамович «Хатынская повесть»;
г) И.Мележ «Полесская хроника».
3. О судьбе белорусского крестьянства в 1920–1930 гг. на Полесье в своих произведениях размышляет:
а) В Караткевич;
б) И. Шамякин;
в) И.Мележ.
4. В жанре исторического детектива К.Короткевич написал произведения:
а) «Колосья под серпом твоим»;
б) «Дикая охота короля Стаха»;
в) «Черный замок Ольшанский».
5. Проблемы Чернобыля раскрыты в произведении:
а) В.Быков «Журавлиный крик»;
б) И.Шамякина «Злая звезда»;
в) И.Чигринова «Плач перепелки».

2 группа. «Литература».
1.Лауреат литературной премии им. И Мележа, Государственной премии БССР им. Я.Коласа. Получил известность в 1955 г., опубликовав стихотворение «Машэка»:
а) А.Адамович;
б) В.Короткевич;
в) В.Быков.
2. Участник делегации очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1978 г. ), прозаик, народный писатель Беларуси И.Чигринов является автором произведений:
а) «Ветер в соснах» (1967 г.);
б) «Плач перепелки» (1970 г.);
в) «Оправдание крови» (1976 г.);
г) «Сорок третий» (1973 г.).
3. Участник Великой Отечественной войны. Директор Института литературы им. Я.Купалы Академии наук Беларуси. Автор романов «Сосна при дороге» (1962 г.), «Ветер в соснах» (1967 г.), "Сорок третий"(1973 г.):
а) И.Чигринов;
б) А.Адамович;
в) И.Науменко.
4. Народный писатель Беларуси, академик, главный редактор альманаха «Советская Отчизна», в 80-90-е гг. — главный редактор издательства «Белорусская Энциклопедия» И.Шамякин — автор романов:
а) «Колосья под серпом твоим» (1968 г.), «Христос приземлился в Городне» (1966 г.);
б) «Криницы» (1956 г.), «Тревожное счастье» (1960г.);
в) «Сердце на лодони» (1963 г.), «Снежные зимы» (1968 г).
5. Председатель Верховного Совета БССР (1963-1971 гг.), Народный поэт Беларуси (1968 г.), академик Национальной Академии наук Беларуси (1972 г.), Герой Социалистического труда (1974 г.), Лауреат Ленинской премии за книгу «Нарочанские сосны» (1978 г.):
а) П.Бровка;
б) М. Танк;
в) П.Панченко.

3 группа. «Театр и кино».
1. Народный писатель Беларуси (1977 г.), автор комедии «Лявониха на орбите» (1961 г.), Лауреат государственной премии Беларуси им. Я. Колоса за пьесу «Трибунал» (1970 г.) и комедию «Таблетку под язык» (1972 г.):
а) И.Чигринов;
б) А.Макаёнак;
в) А.Дударев.
2. В 1970-1980-е гг. в ведущем Белорусском государственном академическом театре им. Я Купалы ставятся спектакли по пьесам:
а) И.Шамякин «Снежные замы»;
б) И.Чигринова «Плач перепелки»;
в) А.Дударева «Рядовые»;
г) А.Адамовича «Возвращение в Хатынь».
3. В Белорусском государственном театре им. Я Колоса в Витебске ставят произведения:
а) А.Адамовича «Возвращение в Хатынь»;
б) В. Быкова «Пойти и не вернуться»;
в) В.Короткевича «Звоны Витебска», «Кастусь Калиновский».
4. Киностудия «Беларусьфильм» создает художественный фильм по произведениям В.Караткевича:
а) «Лодья Роспачи»;
б) «Чорный замок Ольшанский»;
в) «Дикая охота короля Стаха».
5. Режиссер, чья кинолента «Черех кладбище», снятая в 1964 г. по решению ЮНЕСКО в 1994 г. отнесена к 100 лучшим фильмам мира:
а) В.Корш-Саблин;
б) В.Туров;
в)Л.Голуб.

4 группа «Живопись».
1. Участник Великой Отечественной войны, узник фашистских концлагерей, народный художник Беларуси, первый кавалер ордена Ф.Скорины:
а) А.Щемелёв;
б) М.Савицкий;
в) А.Марочкин.
2. Картины М.Савицкого:
а) «Первый день мира»;
б) «Партизанская мадонна»;
в) «Чернобыльская мадонна»;
г) «Двина».
3. Художник, создавший серию графических произведений «Памятники зодчества Беларуси»:
а) Ф.Янушкевич;
б) А.Марочкин;
в) В.Басалыга.
4. Тематики войны посвящены картины:
а) А.Марочкина;
б) М.Данцига;
в) Л.Щемелева.
5. Художник — автор портретов Рогнеды, Витовта, Н.Гусовского, Ф Скорины:
а) М.Савицкий;
б) А.Марочкин;
в) М.Данциг.

5 группа «Скульптура и архитектура».
1. Скульптор — автор мемориального комплекса «Прорыв» в Ушачском районе, «Проклятие фашизму» в Докшицком районе:
а) Л.Гумилевский;
б) А.Аникейчик;
в) А.Заспицкий.
2. Соавторы А.Аникейчика в создании памятника Я.Купале в Минске:
а) И.Миско;
б) Л.Гумилевский;
в) А.Заспицкий;
г) Н.Рыженков.
3. Мемориальный архитектурно-скульптурный ансамбль в память жертв фашизма «Хатынь» был открыт:
а) 1962 г.;
б) 1964 г.;
в) 1969 г.
4. С.Селиханов является автором мемориальных комплексов:
а) «Прорыв»;
б) «Брестская крепость — герой»;
в) «Курган Славы Советской Армии — освободительницы Беларуси».
5. Авторы, открытого в 1975 г. в Жодино Монумента патриотки А.Ф.Куприяновой:
а) А.Аникейчик, А.Заспицкий, Л.Гумилевский;
б) А.Заспицкий, И.Миско, Н.Рыженков.

6 группа «Музыка».
1. Белорусский артист эстрады, композитор, народный артист СССР (1991 г.). С 1962 г. в Белорусской филармонии. С 1969 г. художественный руководитель вокально-инструментального ансамбля «Песняры»:
а) А.Богатырев;
б) В.Мулявин;
в) А.Ярмоленко;
2. И. Лученок — белорусский композитор, народный артист СССР (1987 г.) является автором песен:
а) «Вы шумите березы»;
б) «Хатынь»;
в) «Майский вальс»;
3. Белорусский композитор, народный артист Белоруссии (1968 г.), народный артист России (1981 г.), один из создателей белорусской оперы («В пущах Полесья», 1939 г.; «Надежда Дурова», 1946 г.) А. Богатырев, так же является автором, созданной на основе народной песенности оригинальной композиции:
а) «Франциск Скорина»;
б) «Павлинка»;
в) «Белорусские песни»;
г) «Алеся».
4. Белорусский композитор, лауреат Государственной премии, народный артист Беларуси Ю.Семеняко является автором:
а) музыки к балету «Избраница»;
б) оперетты «Павлинка»;
в) оперы «Зорка Венера»;
г) оперы «Франциск Скорина».
5. Белорусский композитор, народный артист СССР (1984 г.), руководитель эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио БССР, музыкальный редактор «Белорусьфильма», дирижер Минского театра юного зрителя, автор музыки к первому белорусскому балету «Мечта», музыки к кинофильму «Третья ракета», к балетам «Альпийская баллада», «Избранница»:
а) А.Ярмоленко;
б) Е. Глебов;
в) Ю.Семеняко;
г) А.Богатырев.





Приложение 2.

Пример:

Белорусская литература Театр и кино Музыка Скульптура Живопись
Автор Произведение Тема
Караткевич В. «Черный замок Ольшанский» Война, послевоенное время «Беларусьфильм»
«Черный замок Ольшанский»
     
Быков В. «Третья ракета» Война «Беларусьфильм»
«Третья ракета»
Глебов Е.
Музыка к кинофильму
   
 
« Пред.   След. »
Официальный интернет-портал  Президента РБ
Министерство образования РБ
УпрОбрМогОблИсполкома
Отдел образования МГИК
Администрация Октябрьского района г. Могилева.
Детский правовой сайт


© 2009–2017 ГУО «Средняя школа № 34 г. Могилева»
212029, г. Могилев, ул. Габровская, 16. Email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Размещение в Интернет МГКУП «ЦГИС», г. Могилев. Cвидетельство о регистрации официального сайта.
Статистика посещений сайта
Если вы заметили ошибку в тексте на нашем сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter