Герб
Средняя школа № 34 г. Могилева
Познавая самого себя, мы познаем весь мир!
Не проста ў словы я гуляю, на роднай мове размаўляю
«Могилев в лицах»

Музей боевой славы

Совет ТОС  микрозоны № 9

Безопасный маршрут

Центр допризывной подготовки

Первичная организация БРСМ СШ №34



Год науки
Главная arrow Методическая работа arrow Уроки arrow «Утверждение в сказке «Маленький принц» красоты человеческих отношений»
«Утверждение в сказке «Маленький принц» красоты человеческих отношений» Печать E-mail
24.04.2012
Урок-мастерская на тему:

«Утверждение в сказке «Маленький принц» красоты человеческих отношений»

7 класс
Подготовила
Леончикова В.С.

Тема: Утверждение в сказке «Маленький принц» красоты человеческих отношений

Цель: Помочь учащимся увидеть смысл сказки, её «человеческие истины», раскрыть нравственные уроки" сказки,
развивать аналитическое мышление, творческое воображение, коммуникативные качества, воспитывать чувство ответственности, нравственные качества.

Оборудование: выставка книг писателя, афоризмы писателя, рисунки учащихся, толковый словарь

Эпиграф: Ибо я не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы (А. де Сент-Экзюпери)

Ход урока-мастерской:

1. Организационный момент.

Сообщение темы.

Предварительное домашнее задание:
1 группа. Выписать из 8 главы сказки опорные слова, отражающие чувства и характер Маленького принца.
2 группа. Составить карту путешествия Маленького принца, нарисовать эмблему каждой планеты.
3 группа. Инсценирование эпизода из 21 главы (встреча Маленького принца и Лиса)

2. Индукция.

Звучит мелодия Дж. Листа «Одинокий пастух». Учитель зачитывает отрывок из сказки:
"...Я охотно начал бы эту повесть как волшебную сказку. Я хотел бы её начать так:"Жил да был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга...«. Те, кто понимает, что такое жизнь, сразу увидели бы, что это всё чистая правда. Ибо я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы. Сердце моё просто сжимается, когда я вспоминаю своего друга, и нелегко мне о нём говорить. Прошло шесть лет с тех пор, как он вместе со своим барашком покинул меня. И я пытаюсь рассказать о нём для того, чтобы его не забыть. Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг. Ия боюсь стать таким, как взрослые, которым ничего не интересно, кроме цифр...

— Прочитайте ещё раз эпиграф к уроку, подумайте над вопросом: если не ради забавы, то ради чего стоит читать сказку «Маленький принц»?

Учитель обобщает:
— Мы называем сказку «Маленький принц» философской. «Философия в переводе с греческого означает «любить мудрость». Автор хотел, чтобы с помощью его сказки мы стали мудрее.

Учащиеся с помощью учителя формулируют цели урока.

3. Самоконструкция.

— Разделите страницу на две части и запишите ассоциативные ряды слов к понятиям мудрость и разумность. Означают ли эти слова одно и то же? В чём разница?

Слова и словосочетания записываются в тетрадь, потом они зачитываются вслух. При желании учащиеся дополняют свои ряды теми, которые предложили одноклассники. Затем подчёркивают наиболее значимое слово.

4. Социоконструкция

Задания в группах:
1 группа. Составьте монолог розы, которая рассказывает вылупившимся из гусениц бабочкам историю о себе и Маленьком принце.

2 группа. Подготовьте рассказ Маленького принца на тему «Странный народ эти взрослые» (о его путешествии). Можно использовать карту и эмблемы.

3 группа. Инсциенирование эпизода из 21 главы (сцена встречи или прощания Маленького принца и Лиса). Ответьте на вопросы.

— Почему Лис просит Маленького принца приручить его, заранее зная, что будет тяжело расстаться?

— Будет ли Лис счастлив, оставшись без Маленького принца?

4 группа. Маленький принц говорил: «Странный народ эти взрослые». Докажите, что эту фразу мог бы произнести и лётчик?

5. Социолизация

Ученики представляют результаты проделанной работы, записывают в тетрадь слова, раскрывающие сущность понятия мудрость, затем делают второй выбор(подчёркивают новое слово либо оставляют прежнее)

6. Разрыв-1

— М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» утверждает, что «нет большего порока, чем трусость». На ваш взгляд, какой порок является самым страшным? Продолжите галерею человеческих пороков. (леность, зависть, лицемерие, зависть).

— -Что противостоит порокам? (Честь, порядочность, ответственность и т. д.) Надо назвать добродетель, если это слово не назовут учащиеся.

Работа с таблицей:

? ?
Доброта
Милосердие
Упорство
Порядочность
Ответственность
Бездействие
Гордыня
Упрямство
Самолюбие
Безответственность

— Какую часть таблицы вы озаглавите «Добродетель», какую «Порок»? Какая связь между пороками и добродетелями?

Обобщение:
— Ответ можно найти у Блеза Паскаля, французского учёного, философа, писателя: «Когда человек пытается довести свои добродетели до крайних пределов, его начинают обступать пороки».

Вспомните призыв писателя: «Берегитесь баобабов!»

— Какой скрытый смысл заложен в этих словах?

«Только рука друга может вырвать шипы из сердца», — говорил Клод Гельвеций. Действительно, кто, как не друг, сможет понять, утешить, простить. Вот что о дружбе писал сам Антуан де Сент-Экзюпери в «Письме к заложнику»: «Друг — это прежде всего тот, кто не берётся судить. Говорю тебе, это тот, кто открывает дверь путнику и находит место его костылю или его посоху и, чтобы судить о нём, не заставляет его плясать». Если дружба так прекрасна, то почему тысячи людей страдают от одиночества? «Среди людей тоже одиноко», — говорит змея. Попробуйте дать рецепт от одиночества.

Обобщение:

— Социологи вывели закон человеческого общения. Он краток: любовь —доверие-понимание-поддержка. Не столько ум, сколько сердце помогает человеку сближаться с людьми и быть им приятным.

Маленький принц до появления розы чувствовал себя одиноким. Почему же лётчик на планете которого живут миллионы людей, чувствует тоже себя одиноким? Почему Маленький принц и лётчик так быстро нашли общий язык и подружились.

Учащиеся заполняют таблицу, как воспринимают жизнь дети и взрослые.

— Скажите определяется ли взрослость возрастом?

— Так что же имел в виду автор, разделяя героев на взрослых и детей?

6. Разрыв-2

— Перечитайте посвящение и объясните почему сказака посвещена взрослому человеку Леону Верту, но с оговоркой — когда он был маленький.

Обобщение:
«Детство — огромный край, откуда приходит каждый, — писал Сент-Экзюпери. — Я родом из моего детства». Став взрослым, он сохранил способность искренне удивляться красоте мира, наслаждаться ароматом цветов, сохранил детскую чистоту. Когда человек теряет детство внутри себя, он духовно умирает. Ребёнок живёт сердцем, у него слабо развито логическое мышление, он плохо знает законы математики и экономики. Когда тети взрослеют, они учатся находить рациональные решения. Это хорошо, но возникает вопрос о том, как жить: слушать голос разума или голос сердца. Учащиеся отвечают на данный вопрос.

7. Творчество: создать сочинение-миниатюру. Девиз работы: «Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты, поистине мудр».

8. Рефлексия

Продолжите предложения:

— Мне понравилось...

— Я запомнил(а)...

— Я поняла(а)...

— Меня удивило...

 
« Пред.   След. »
Официальный интернет-портал  Президента РБ
Министерство образования РБ
УпрОбрМогОблИсполкома
Отдел образования МГИК
Администрация Октябрьского района г. Могилева.
Детский правовой сайт


© 2009–2017 ГУО «Средняя школа № 34 г. Могилева»
212029, г. Могилев, ул. Габровская, 16. Email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Размещение в Интернет МГКУП «ЦГИС», г. Могилев. Cвидетельство о регистрации официального сайта.
Статистика посещений сайта
Если вы заметили ошибку в тексте на нашем сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter