Герб
Средняя школа № 34 г. Могилева
Познавая самого себя, мы познаем весь мир!
Не проста ў словы я гуляю, на роднай мове размаўляю
«Могилев в лицах»

Музей боевой славы

Совет ТОС  микрозоны № 9

Безопасный маршрут

Центр допризывной подготовки

Первичная организация БРСМ СШ №34



Год науки
«Столетняя война» Печать E-mail
12.09.2012
Урок на тему:

«Столетняя война»

Подготовила
Беляева Г.Н.

Цели:
обучающая: обеспечить осмысление и восприятие учащимися причин Столетней войны, ее основных событий, итогов;
развивающая: формировать умения выделять причинно — следственные связи, высказывать свою точку зрения, строить доказательства; выделять главное в прочитанном; развивать картографические умения;
воспитательная: воспитывать чувства патриотизма, ответственности, сопереживания; способствовать формированию воли, убеждения на примере жизни и деятельности Жанны Д` Арк; развивать эстетический вкус.

Тип урока: урок изучения нового материала

Предварительная подготовка: два ученика готовят сообщения: <Приход к власти французского короля Филиппа VI Валуа«, «Битва при Азенкуре»;

Оборудование урока:
— учебник по Всемирной истории 6 класс
— историческая карта <Европа в X IV — XV веках>
— информационный лист урока
— карты на мягкой основе
— флажки
— гербы королей Франции и Англии XIV века

Ход урока:

1 этап. Организация начала урока.

Проверка готовности класса к уроку.

Проведение инструктажа по организации работы учащихся на уроке:

2 этап. Проверка домашнего задания.

Учащимся предлагается выполнить задание:
— Соотнесите стрелками, указав, что нового появилось в Западной Европе в эпоху Позднего феодализма (индивидуальная работа с карточкой).


В государственном строе Крестьяне освободились от личной зависимости В экономике
Улучшаются орудия труда и способы обработки земли, что увеличивает урожайность
Переход от абсолютной монархии к сословно — представительной
Падение авторитета католической церкви
Ослабление власти католической церкви
В обществе Создание централизованных государств В религии
Исчезновение феодальной иерархии
Появляются новые группы населения — буржуазия и наемные рабочие
Свободные крестьяне переводятся на денежный оброк
Появляются мануфактуры

По окончанию работы учащиеся проводят самоконтроль с использованием эталона на доске.

3 этап. Подготовка к активному восприятию материала

Актуализация знаний.

Вопрос: Какие государства Западной Европы XIV — XV вв. достигли своего наивысшего могущества? (Учащиеся работают с картой).

Учащимся предлагается рассмотреть изображения гербов английского и французского королей.

Вопрос:Почему они похожи?

Учащиеся выдвигают гипотезы, делают вывод о том, что во главе Англии и Франции находились родственники.

4 этап. Усвоение новых знаний

Сообщение ученика о приходе к власти французского короля Филиппа VI Валуа:
— В начале XIV века умирает французский король Филипп IV Красивый. Остро встает вопрос о том, кто из большой королевской семьи станет новым королем Франции. Дело в том, что у Филиппа не было наследника. Претендовали на трон двое: английский король Эдуард III и французский принц Филипп Валуа. По решению французских феодалов на трон взошел Филипп VI.

Вопрос: Как вы думаете, спокойно ли отнесся к этому решению Эдуард III? Какие действия он предпринял?

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, знакомятся с планом урока (информационный лист)


ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Информационный лист

Учащиеся формулируют цели урока.

Работа по плану. Причины Столетней войны

С целью выяснения причин Столетней войны, учащимся необходимо выполнить задание в информационном листе:

  • Подсчитайте, сколько лет длилась столетняя война? Сколько это составляет веков?
  • Что защищали французы? За что боролись англичане?

Учащиеся выдвигают свои предположения, формулируют вывод о том, что причиной Столетней войны стала борьба за королевский престол и французские земли. (Учащиеся производят запись о причинах Столетней войны в информационном листе).

Работа по плану. Начало военных действий

Учитель рассказывает о начале военных действий.

Французская и английская армия по своему составу и организации очень отличались друг от друга.

Вопрос: Какая из армий — французская или английская — была лучше подготовлена к войне?

Учащиеся знакомятся с исторической справкой (учебник с. 98 <Войска англичан и французов>), самостоятельно заполняют таблицу в информационном листе и делают вывод о том, что к войне была лучше подготовлена английская армия.

Вопрос: Подтверждает ли история ваш вывод? (Учащиеся работают с материалом учебника <Франция в опасности>,
с. 98 — 99).

Этап 5. Первичная проверка усвоения изученного материала:

  • О каких знаменитых битвах из истории Столетней войны вы узнали из текста?
  • Назовите даты сражений.
  • Как нам легче запомнить эти даты? Сколько лет отделяют эти события?
  • Согласятся ли французы со своим положением? В результате поражения Франция потеряла 1/3 своей территории. Что бы вы сделали на их месте?

Учащиеся делают вывод о невозможности завершения войны на данном этапе.

С целью снятия переутомления учащихся учитель организовывает физкультминутку, используя вопросы по теме:

  • Встаньте, кто считает, что французы не согласятся со своим положением?
  • Поднимите руки над головой, кто думает, что французы внесут изменения в структуру своей армии?
  • Присядьте, кто предполагает, что французы отвоюют у англичан свои земли?

Учитель:
— Французы стали готовиться к продолжению войны. Они ввели строгую дисциплину в армии, наладили производство пушек. В результате почти все французские земли были отвоеваны. Лишь небольшая территория на побережьи осталась принадлежать Англии.

И казалось, что война закончилась, но начавшиеся в конце XIV века междуусобные войны феодалов ослабили страну, что позволило англичанам высадиться на севере Франции (работа с исторической картой <Европа в X IV — XV вв.>)

Ученик делает сообщение на тему <Битва при Азенкуре>:
— В первой же битве у селения Азенкур в 1415 году англичане вновь на голову разбили французов. Могущественный герцог Бургундии перешел на сторону англичан. Те с его помощью заняли Реймс и Париж. Англичане торжествовали. Над Францией нависла опасность утраты национальной независимости.

Учащиеся получают задание: на карте с мягкой основой флажками отметить важнейшие битвы Столетней войны (ребята работают в парах, осуществляют взаимоконтроль).

С целью систематизации знаний по теме учащимся задаются вопросы:

  • Когда же положение Франции было более опасным: в конце XIV или в начале XV века?
  • Какая из отмеченных вами битв чуть не привела к потере национальной независимости Франции?
  • Как вы это понимаете — национальная независимость?
  • Как вы понимаете слово независимость?
  • Что значит утратить независимость?

Учащиеся выводят определение понятия <национальная независимость>. Записывают его в информационный лист.
Знакомятся с историческим фактом (учебник, с. 100).

Работа по плану. Орлеанская дева

Учитель:
— В этот момент спасительницей Родины стала простая крестьянская девушка — Жанна Д’Арк. Из далекой Лотарингии она пришла к дофину Карлу. Карл не доверял Жанне и решил ее проверить. Он поменялся платьями с придворным, который занял его место на троне. Но, когда отворились ворота, Жанна даже не посмотрела на трон, она пошла в толпу и склонилась в почтительном поклоне перед Карлом. Все замерли. Жанна становится во главе французского войска.

Обращаю ваше внимание на еще один исторический объект на карте — крепость Орлеан. Здесь решалась судьба Франции.

Вниманию учащихся предлагается фрагмент из видеофильма <Жанна Д’Арк> (ранение Жанны под Орлеаном).

— Весной 1429 года французская армия подошла к городу Орлеану. У его стен закипели сражения. В одном из боев Жанна была ранена стрелой в плечо. Она могла обратиться за помощью к лекарю. Но для нее это означало покинуть поле сражения и предать Францию. Развернув знамя, Жанна повела в бой своих солдат. Вслед за ней на англичан ринулось все французское войско. Мужество, действительно, творит чудеса. Англичане бежали: Всего за девять дней осада с города была снята. После освобождения Орлеана ни у кого из французов не осталось сомнения, что Жанна послана Богом спасти Францию.

Учащиеся находят город Орлеан на карте с мягкой основой и обозначают его зеленым флажком.

— Впереди город Реймс. Здесь Жанна надевает корону на голову Карла. Он становится королём.

В ходе войны наступил перелом. Все идут под знамена Жанны. Англичанам ничто не может помочь: ни знаменитые полководцы, ни предательство герцога Бургундского, ни смерть Жанны.

В 1430 году она попадает в плен, её обвиняют в колдовстве и приговаривают к смерти.

З0 мая 1431 года в 8 часов утра Жанна взошла на костёр. В 4 часа пополудни костер догорал. Пепел и кости бросили в Сену. Говорили, что сердце Жанны огонь не тронул. Сердце навеки осталось с Францией.

Вниманию учащихся предлагается скульптура работы Клера <Жанна Д’Арк на костре>.

Вопрос:

  • Чей образ встает у вас в памяти, когда вы смотрите на эту скульптуру?
  • К какой женщине люди обращаются с молитвой на протяжении нескольких тысячелетий?
  • Как стали называть французы свою Жанну?

— Знаете ли вы, что перед смертью англичане предлагали Жанне признаться в том, что она колдунья, отречься от Франции. Они обещали ей жизнь, богатство. Но она не согласилась.

  • Почему Жанна не согласилась? Что она любила больше жизни?

Учащиеся делают вывод о том, что своим героическим поступком, своим восхождением на костёр Жанна помогла французам понять, что в их сердце тоже есть место слову — Родина.

Работа по плану. Завершение англо-французского конфликта

Учитель:
— Англо-французский конфликт подошел к завершению.

Вопрос: Как вы думаете, почему в Столетней войне победу одержали французы?

Учащиеся высказывают свои предположения и делают вывод о том, что, благодаря патриотическому подъему, выразившемуся в поддержке Жанны Д’Арк, французский народ одержал победу в Столетней войне.

Этап 6. Обобщение и систематизация.

С целью проверки усвоения системы знаний учитель предлагает учащимся осуществить работу по хронологии событий (учащиеся должны поднять карточку с правильным ответом).

  • В каком году началась Столетняя война?
  • В каком году произошла битва при Креси?
  • В каком году произошла битва при Пуатье?
  • В каком году французы были наголову разбиты в битве при Азенкуре?
  • В каком году французы освободили Орлеан?
  • В каком году погибла Жанна Д’Арк?
  • В каком году закончилась Столетняя война?

Учитель рецензирует ответы учащихся, делает конкретные предложения по ликвидации пробелов.

Этап 7. Контроль знаний

Самостоятельная работа учащихся (тест)

  1. Участники Столетней войны:
    1. Россия и Франция;
    2. Англия и Франция;
    3. Австрия и Франция.
  2. Столетняя война длилась с
    1. 1337 — 1346 гг.;
    2. 1337 — 1456 гг.;
    3. 1337 — 1453.
  3. Причины Столетней войны:
    1. борьба за французские земли;
    2. борьба за королевский престол во Франции;
    3. борьба за торговые пути.
  4. Почему французы потерпели поражение на первом этапе войны:
    1. слабая организация армии;
    2. неподчинение знатных рыцарей королю Франции;
    3. малочисленность армии.
  5. Какое значение для Франции имела битва при Азенкуре?
    1. Франция отстояла свою независимость;
    2. Франция оказалась на грани утраты национальной независимости;
    3. Франция потеряла свою национальную независимость.

Этап 8. Подведение итогов урока. Выставление отметок. Рефлексия

Этап 10. Информация о домашнем задании

Предлагаю учащимся для домашнего задания: учебник, п.13, с.97 — 104, дополнительный вопрос:

— Подумайте, известны ли вам имена легендарных женщин, посвятивших свою жизнь служению Отечеству?

 
« Пред.   След. »
Официальный интернет-портал  Президента РБ
Министерство образования РБ
УпрОбрМогОблИсполкома
Отдел образования МГИК
Администрация Октябрьского района г. Могилева.
Детский правовой сайт


© 2009–2017 ГУО «Средняя школа № 34 г. Могилева»
212029, г. Могилев, ул. Габровская, 16. Email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Размещение в Интернет МГКУП «ЦГИС», г. Могилев. Cвидетельство о регистрации официального сайта.
Статистика посещений сайта
Если вы заметили ошибку в тексте на нашем сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter