Герб
Средняя школа № 34 г. Могилева
Познавая самого себя, мы познаем весь мир!
Не проста ў словы я гуляю, на роднай мове размаўляю
«Могилев в лицах»

Музей боевой славы

Совет ТОС  микрозоны № 9

Безопасный маршрут

Центр допризывной подготовки

Первичная организация БРСМ СШ №34



Год науки
Главная arrow Для заботливых родителей arrow Автоматизация звуков arrow  Произношение звуков [Р] и [Р’] в норме
 Произношение звуков [Р] и [Р’] в норме Печать E-mail
07.04.2013

Звук [р] — согласный, твердый, дрожащий.

Звук [р’] — согласный, мягкий, дрожащий.

Правильная артикуляция звука [р] заключается в следующем:
— губы — полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);
— зубы — разомкнуты;
— язык — широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
— голосовые связки — вибрируют, давая голос;
— воздушная струя — очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.

Мягкий звук [р’] отличается по артикуляции от парного твердого звука [р] дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука [р]

Чьи зубы чище?

Чьи зубы чище?Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание. Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание!

  1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
  3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр.

МалярЦель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Внимание!

  1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
  2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

Кто дальше загонит мяч.

Кто дальше загонит мячЦель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание!

  1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
  2. Нельзя надувать щёки.
  3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук x, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

Вкусное варенье.

Вкусное вареньеЦель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!

  1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
  2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
  3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Индюк.

ИндюкЦель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание!

  1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
  2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
  3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Барабанщики.

БарабанщикЦель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d произносить медленно, постепенно убыстрять темп.

Внимание!

  1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
  2. Следить, чтобы звук d носил характер четкого удара — не был хлюпающим.
  3. Кончик языка не должен подворачиваться.
  4. Звук d нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклонятся.


Автоматизация звука [р] в слогах

«Открытые» слоги.

Открытыми называются слоги типа «согласный+гласный».

Вспомним игру «Эхо». Попросите ребенка повторить за Вами слоги и серии слогов. Упражнение хорошо развивает память и слоговую структуру речи.


ррррррррррраа
ррррррррррроо
ррррррррррруу
рррррррррррыы
рррррррррррээ
ра-ро-ру
ро-ры-ру
ра-ру-ро
ру-ры-ра
ры-ру-ро
ру-ра-ро
ро-ра-ры
ры-ру-ра

А теперь Вы побудьте «эхом», пусть ребенок сам придумает и назовет слоги для Вас.

Играем в игру «Доскажи словечко».

Помимо тренировки звука [р] игра развивает мышление и воображение.

«Давай играть в игру. Я буду придумывать начало предложения, а ты догадайся, какой должен быть конец.»

Во дворе идет интересная иг...(ра).
Мама купила Юрику воздушные ша...(ры).
Мы залезли на высокую го...(ру).
Петух потерял в драке пе...(ро). И т.п.
«Закрытые» слоги.

Закрытыми называются слоги типа «гласный+согласный».

Играем в «Эхо» — повторяем слоги.


ааррррррр
ооррррррр
ууррррррр
ыыррррррр
ээррррррр
яяррррррр
ёёррррррр
ююрррррр
еерррррр
ар-ор-ур
ер-ир-юр
ыр-ир-яр
ер-ор-ар
ыр-ур-ор
ар-яр-ор
ер-ор-юр
ёр-ер-ир

Снова играем в игру «Доскажи словечко».

Дует сильный ве...(тер).
Вика вяжет сви...(тер).
Миша сорвал с грядки красный поми...(дор).
Землю пашет трак...(тор).
Папа включил телеви...(зор).
На перекрестке свето...(фор).
В чай кладут са...(хар).

Слоги со стечением согласных.

Это слоги типа «согласный+согласный+гласный». /p>

Игра «Эхо».
Бра, вра, гра, кра, пра, фра, хра.
Бро, вро, гро, кро, про, сро, фро.
Бру, гру, кру, пру, тру, фру.
Бры, гры, кры, пры, тры, дры.

Игра «Доскажи словечко».

У Васи есть младшая сес...(тра).
Я приехал на ме...(тро).
Саша открыл те...(традь).
Иголка очень ос...(трая).

Как только ребенок научится произносить звук [р] красиво и правильно во всех упражнениях, можно переходить к автоматизации звука в словах.


Автоматизация звука Р в словах и предложениях

Можно организовать автоматизацию звука в форме игровых занятий. На первых порах рекомендуется произносить звук Р в словах долго, раскатисто, особенно в середине слова.

Игра «Повторяй-ка»
развивает внимание и расширяет словарный запас ребенка. Если какое-нибудь встреченное в игре слово непонятно, объясните, что оно означает.

1. Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
начинается игра.
Я прошу со слогом ра
Повторить за мной слова:
И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра, па-рра, ме-рра, фа-рра (и т.д), работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость, раковина.

2. Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
продолжаем мы игру:
ррубашка, ррубанок (и т.д.), ручей, рука, рубин, па-ррус, рукав, рубить, рубаха, ручной, ружье, румяный, рукавица, беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, орудие, кукуруза.

3. Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
Много слов со слогом ро:
ррот, Ррома (и.т.д.), роза, роща, пе-рро, у-ррок(и.т.д.), герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны.

4. Ры-ры-ры, ры-ры-ры
вот слова со слогом ры.
За мною слова повторяй,
но не зевай:
Как промолвишь слово «рысь»,
Так выходишь из игры.
Рыба, (рысь), рыжик, рытвина, (рысь), корыто, рык, (рысь), рысак, парЫ, (рысь), горы, куры, норы , дыры, (рысь), пожары, актеры, шоферы, мундиры, базары, (рысь), боксеры, шахтеры, помидоры, самовары, рыбаки, (рысь), пёрышко.

5. Слово повтори тогда, когда названа еда: метро, горох, порог, пирог, творог, мороз, мороженое, огород, сорока, пирОга, пирожное, макароны, сырок, сурок, ворона, дорога.

6. Отгадай загадку — назови отгадку. Загадки развивают логическое мышление и расширяют кругозор.

Совет: если Вы отыщите картинки с изображением отгадок, малышу гораздо легче будет разгадать загадку.

  • Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросенок)
  • Непоседа пестрая птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)
  • В лесу у пня суета, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи).
  • На полянке возле ёлок дом построен из иголок. За травой не виден он, а жильцов в нем — миллион. (Муравейник).
  • Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (Барашек)
  • Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он — ... (Жираф)
  • В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба)

7. Повтори предложения.
Вот Вера и Мара.
У Веры шары и у Мары шары.
Рома идет на урок.
Ира пасет корову.
У Тамары карандаш.
В ручке старое перо.


Автоматизация звука [Р’] в слогах, словах и предложениях

Прежде, чем приступить к автоматизации звука и введению его в повседневную речь ребенка, следует добиться правильного произношения изолированного звука. Мягкий звук [р’] обычно ставится по подражанию при условии хорошего произношения твердого звука [р]. Длительный раскатистый [р] последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения [р’] в слогах, его вводят в слова, а затем и в предложения.

Произносить слоги со звуком [р’]

1. Звук[р’] произносится раскатисто.
арь — орь — урь
арь — орь — ырь
ёрь — ырь — ирь
юрь — урь — ерь
ря — ре — рё
рю — ря — ри

2. Произносить слова.

  • Жарь, букварь, сухарь, фонарь, январь, вратарь, словарь, глухарь, календарь, пекарь, токарь.
  • Якорь, зорька, борьба, пузырь, дверь, зверь, перья, серьги, снегирь.
  • Ряд, рябь, заря, моря, заряд, наряд, зарядка, порядок, рябчик.
  • Боря, Варя, буря, варят, парят, рябина.
  • Рис, горит, дарить, говорить, перина, турист, пузыри, сухари, пескари, фонари.
  • Двери, звери, шарик, варит, курица, пекари, рисунок, комарик, топорик, фонарик.
  • Речь, репа, орех рейка, речка, редкий, резать, борец, огурец, сирень, варенье, деревня.
  • Орел, берет, ларек, зверек, береза, веревка, сережки, черемуха.
  • Варю, горю, дарю, порю, горюю, урюк, снегирю, календарю, рюмка.
  • Верю, жарю, спорю, токарю, бирюза, рюкзак.
  • Крюк, трюк, брюки, трюмо, крючок, Андрюша.
  • Прямо, зря, пряжа, грудка, тряпка, грязный, пряжка, прялка, хрящик, прятать, крякать.
  • Крик, грива, гриб, криво, груша, пристань, привет, природа, привыкать, трикотаж.
  • Крем, время, гречка, кресло, крепкий, пресный.

3. Произносить предложения.

  • У Бори фонарик.
  • Варя режет редиску.
  • Уnbsp;Ларисы отец — токарь.
  • Ваня потерял букварь.
  • Эта дверь скрипит.
  • Римма варит варенье.
  • Мама принесет грецкие орехи.
  • У Риты варежки дырявые.
  • За рядом ряд идет отряд.
  • На берегу реки пристань.
  • На реке ныряют и загорают ребята.
  • Во дворе ребята играют в прятки.
  • Мы Борису подарим снегиря.
  • В мае цветут сирень и черемуха.
  • Рядом с деревней рисовые поля.
  • На грядке растет репа, редька и редиска.
  • У дяди Гриши в рюкзаке глухарь и рябчики.

4. Произносить тексты.

Загадки.
Наши поросятки выросли на грядке.
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
(Огурцы)

Про меня говорят, будто пячусь я назад.
Не назад, а вперед — только задом наперед.
(Рак)

***
— Посмотрите на Иринку: ест Иринка мандаринку.
— Съест Иринка мандаринку — бросит корочки в корзинку.

Небылицы.
Как у нашего Мирона на носу сидит ворона.
А на дереве ерши строят гнезда из лапши.
Сел баран на пароход и поехал в огород.
В огороде-то на грядке вырастают шоколадки.
(К. Чуковский)

Кормушка для птиц.
Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики.
Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты.
Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!

 
« Пред.
Официальный интернет-портал  Президента РБ
Министерство образования РБ
УпрОбрМогОблИсполкома
Отдел образования МГИК
Администрация Октябрьского района г. Могилева.
Детский правовой сайт


© 2009–2017 ГУО «Средняя школа № 34 г. Могилева»
212029, г. Могилев, ул. Габровская, 16. Email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Размещение в Интернет МГКУП «ЦГИС», г. Могилев. Cвидетельство о регистрации официального сайта.
Статистика посещений сайта
Если вы заметили ошибку в тексте на нашем сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter