Герб
Средняя школа № 34 г. Могилева
Познавая самого себя, мы познаем весь мир!
Не проста ў словы я гуляю, на роднай мове размаўляю
«Могилев в лицах»

Музей боевой славы

Совет ТОС  микрозоны № 9

Безопасный маршрут

Центр допризывной подготовки

Первичная организация БРСМ СШ №34



Год науки
Главная arrow Методическая работа arrow МО учителй иностранного языка arrow Индивидуальный подход в работе с одарёнными детьми
Индивидуальный подход в работе с одарёнными детьми Печать E-mail
26.01.2015

Как уже отмечалось выше, учащиеся одного класса часто отличаются по своим психофизиологическим и познавательным возможностям и способностям. Как правило, одного или нескольких учеников в классе можно по тем или иным критериям отнести в разряд одаренных. И перед учителем всегда встаёт задача поиска особых индивидуальных подходов, тактических и стратегических решений в ходе педагогического взаимодействия с талантливым ребёнком. Зачастую наличие одарённых детей в классе накладывает на учителя целый ряд проблем: обучая таких ребят общепринятыми способами и приёмами, педагог иногда сам того не ведая, допускает определённые промахи.

*учитель испытывает затруднения в выявлении одарённых детей и предъявляет одинаковые требования и к одарённым и к слабоуспевающим школьникам;
* учитель чаще уделяет больше внимания именно успевающим ученикам;
*любознательных и успевающих детей всегда приводят в пример отстающим в учёбе, что не всегда стимулирует последних, а наоборот постепенно гасит их интерес к учёбе;
*и одарённые, и другие дети часто оцениваются одинаковыми мерками, а именно — в режиме учёта абсолютной успеваемости, при этом не принимается во внимание академическое продвижение каждого ученика в заданный момент относительно его прошлого уровня владения соответствующим материалом.

Правила работы с одарёнными детьми учителя иностранного языка:

1. Следует правильно выявлять одарённых детей. Психологи отмечают, что одарённость определяется, по крайней мере, тремя взаимосвязанными параметрами: особыми способностями к познанию окружающей реальности, опережающим психологическим развитием и особыми физиологическими данными. Одарённые дети способны заниматься несколькими видами деятельности сразу, обладают хорошей кратковременной и особенно долговременной памятью, достаточно быстро оформляют мысль вербально, склонны к абстрактным размышлениям. В сфере психологического и социального развития таким детям свойственны развитое чувство справедливости, высокие требования к себе и окружающим, достаточно развитое чувство юмора. Талантливых учеников, как правило, отличают высокий энергетический уровень, стремление доводить начатое дело до конца.
Одарённые дети всегда задают много вопросов, так как хотят знать всё более подробно и требуют дополнительной информации. Они не довольствуются поверхностными объяснениями и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений.
Как показывает опыт, при изучении иностранного языка талантливый учащийся быстро схватывает содержание прослушанного материала; как правило, с первого раза понимает содержание аутентичного текста, даже если он прочитан носителем языка в достаточно быстром темпе, В ходе прослушивания ребёнок внимателен, стараясь не отвлекаться на посторонние раздражители.
Одаренный ребёнок в достаточно быстром темпе оформляет мысль, средствами иноязычной речи, допуская при этом относительно малое количество ошибок.
Одарённые дети, в отличие от учащихся с небольшим интересом к изучению школьных предметов, любят писать на иностранном языке. Этим детям свойственна особая тяга и влюблённость в письменную речь на иностранном языке.

2. Нужно правильно организовать отбор и систематизацию учебного материала для одарённого ребёнка. Следует дифференцировано подстраивать рекомендуемый учебный материал к реальным условиям каждого одарённого ученика. При этом всегда для работы в классе, где успевающие ученики выполняют задание намного быстрее, учитель всегда должен иметь учебные задания про запас.
Учителю следует помнить, что в большинстве своём одарённые дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся задания.
Требуется методически правильно организовать общение на ИЯ с участием талантливых детей. Одним из рациональных способов организации такого общения является работа в парах (сильный-сильный).

3. Необходимо установить психологически благоприятный климат между ребятами. Некоторые сильные в академическом плане дети по той причине, что они часто справляются с поставленной учебной задачей, начинают зазнаваться. Слабые ученики, наоборот, в силу поверхностных знаний стесняются отвечать перед учителем, отмалчиваются или готовы работать лишь самостоятельно, молча, без лишней инициативы. Задача учителя заключается в том, чтобы вовлекать всех, без исключения, в процесс общения. Выход здесь видится в постоянном уплотнении и усложнении работы одарённого ученика в каждую единицу времени. Постановка новых, более сложных задач выводит талантливого ученика на новую стартовую позицию, которая не даёт ему зациклится на достигнутом.
Кроме того, педагогу следует развивать в одарённых детях исследовательские наклонности. Рекомендации:
— не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
— не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;
— научитесь не торопиться с вынесением суждения;
— научите детей прослеживать межпредметные связи;
— приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций;
— помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний;
— подходите ко всему творчески

4. Нужно обращать внимание на необходимость обогащения и расширения общеобразовательного и общелингвистического кругозора талантливых детей. У таких учащихся имеется особый интерес к углублённому изучению материала, к выходу за рамки изучаемых тем. Интересно составленный учителем небольшой текст к уроку может стать отправной точкой к самостоятельному изучению того или иного вопроса. Одарённые учащиеся получают огромное познавательное удовольствие от самого процесса деятельности, от поиска необходимого материала в литературе, от результата проделанной работы.

5. Требуется эффективно организовать контроль пройденного материала. Опыт подсказывает, что учащиеся, проявляющие нестандартные склонности к овладению предметами школьной программы, отдают предпочтение, тестовой форме контроля, основанной на выборе правильной единицы из ряда предложенных форм. Вполне понятно, что одарённым ученикам следует давать более сложные формы заданий.
— если грамматическое задание представляет собой цельный текст, то он должен по возможности нести дополнительную общеобразовательную нагрузку; даже если в соответствующем задании, предлагаемом талантливому ребёнку, содержится отдельный материал, который учащиеся данной возрастной группы ещё не изучали, то для многих одарённых детей такой пробел не является помехой. Большинство талантливых детей, как правило, знают многое из школьной программы заблаговременно: они как бы учатся с опережением.

6. Следует уметь правильно оценивать учебную деятельность
стремящегося к познанию школьника. Нельзя его всегда перехваливать и ставить отметку за каждое правильное действие. Ребенок, как известно, привыкает к отметкам и будет в дальнейшем отвечать ради их получения. Кроме того, неуместное выпячивание его исключительности, рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. И, наоборот, нежелательно оставлять без внимания успехи одарённого ребёнка, следует всячески положительно их подкреплять. Преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя, — конечно, недопустимы. В данном вопросе необходимо соблюдать тат называемую «золотую середину».

Таким образом, учитывая все вышесказанное, и индивидуально подходя к работе с одарённым ребёнком, учитель сможет поднять его на очень высокий уровень и что не менее важно, получить моральное удовлетворение и отдачу в своей работе.

 
« Пред.   След. »
Официальный интернет-портал  Президента РБ
Министерство образования РБ
УпрОбрМогОблИсполкома
Отдел образования МГИК
Администрация Октябрьского района г. Могилева.
Детский правовой сайт


© 2009–2017 ГУО «Средняя школа № 34 г. Могилева»
212029, г. Могилев, ул. Габровская, 16. Email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Размещение в Интернет МГКУП «ЦГИС», г. Могилев. Cвидетельство о регистрации официального сайта.
Статистика посещений сайта
Если вы заметили ошибку в тексте на нашем сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter