Герб
Средняя школа № 34 г. Могилева
Познавая самого себя, мы познаем весь мир!
Не проста ў словы я гуляю, на роднай мове размаўляю
«Могилев в лицах»

Музей боевой славы

Совет ТОС  микрозоны № 9

Безопасный маршрут

Центр допризывной подготовки

Первичная организация БРСМ СШ №34



Год науки
Главная arrow Методическая работа arrow МО учителй иностранного языка arrow Эффективность применения проектной методики в обучении иностранному языку
Эффективность применения проектной методики в обучении иностранному языку Печать E-mail
27.01.2015

Идея личностно-ориентированного подхода довольно привлекательна и стимулирует педагогов искать пути её реализации. Поскольку это обучение ориентировано на личностные характеристики, уровень интеллектуального, нравственного развития ребёнка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления), речь должна идти об особенностях процесса обучения, отбора соответствующих технологий. В особой степени реализации личностно-ориентированного подхода способствует использование проектной методики, которая является одним из видов обучения в сотрудничестве. Основная идея данной технологии — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, в которых каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы.

Метод проектов возник ещё в начале прошлого века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить не просто запоминать, и воспроизводить знания, которые даёт школа, а уметь применять их на практике.

Метод проектов предполагает по сути своей использование проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных чётко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учётом различных факторов и условий её решения и реализации результатов.

Метод проектов нашёл широкое применение во многих странах мира, главным образом потому, что позволяет интегрировать знания учащихся применять их на практике, генерируя при этом новые идеи.

Методические выводы:
— чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определённом программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы;
— чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно коммуникативными и коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей;
— чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только их знакомить со страноведческой тематикой, но и искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

На мой взгляд, основная идея в обучении иностранному языку заключается в переносе акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность, требующую для своего оформления владения определёнными языковыми средствами.

Как показала практика, метод проектов может позволить решать дидактические задачи и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором действительно решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Как уже отмечалось, в основе проектов лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных связей, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом, делать обобщения, анализ, выводы и т.п. Формирование названных умений является задачами обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят прежде всего умение генерировать идеи, затем умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям относятся умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения находить компромисс, лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения в школе (не только в обучение ИЯ), предмет же иностранный язык вносит свою существенную лепту в данный учебный процесс и в общее развитие ребёнка. Как нетрудно заметить, метод проектов способен представлять суть развивающего, личностно-ориентированного характера обучения.

Психологами было доказано, что совместная деятельность самих учащихся, учителя и школьников является исходной формой индивидуальной учебной деятельности, а равноправное взаимодействие со сверстниками обусловливает овладение такими действиями, как целеполагание, планирование, контроль и оценка, без которых невозможно учение.

Мотивационно-ориентировачное, исполнительное и контрольно-оценочное звенья образуют структуру коллективной учебной деятельности. Благодаря специальной организации коллективной учебной деятельности в группе (проектная деятельность) учащиеся получают возможность многократного включения нового языкового материала в свои высказывания, трансформации и комбинирования его с ранее усвоенным; в ходе активного сотрудничества с членами группы, при их помощи и поддержке, а также при целенаправленном управлении со стороны учителя увеличивается скорость и интенсивность приобретения иноязычного речевого опыта, уверенность и безошибочность выполнения речевых действий.
Проектная работа является моделью «многостороннего» общения на уроке и имеет более сложную структуру взаимоотношений и взаимосвязей между участниками образовательного процесса по сравнению с «односторонним» видом общения, в случае которого имеется в виду организация учебного процесса, где учитель спрашивает / побуждает ученика к речевой деятельности — ученик отвечает. Данный процесс строится по схеме «стимул-реакция» (рис. 1). При «многостороннем» же общении каждый ученик имеет возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник определённой деятельности.«Многосторонняя» парадигма общения представляет обучение как свободное раскрытие личностных возможностей как учителя, так и учеников и, существенным образом меняются позиции всех участников учебного процесса (рис. 2, 3, 4).


позиции всех участников учебного процессапозиции всех участников учебного процессапозиции всех участников учебного процессапозиции всех участников учебного процесса<

Итак, проект представляет собой самостоятельно планируемую учащимися работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска журнала и т.п.). Таким образом, он позволяет реализовать межпредметные связи в обучении иностранному языку, расширить «узкое пространство» общения в классной комнате, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, типичные для обучаемых каждой возрастной группы. Во-вторых, работа над проектом — творческий процесс. Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от учащегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у школьников развиваетя креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. В-третьих, в ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творческий интерес и не является пассивным исполнителем воли учителя. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения учащимися языка (по принципу «надо знать») и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата обучения языку, В-четвёртых, проект в принципиальном плане меняет функциональные обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и коструировании содержания обучения иностранным языкам и конкретного урока; второй — выступает в роли консультанта, помощника, участника игры.

Проективность также может создавать основу учебного материала для автономного учения, в ходе которого школьник овладевает целым рядом важнейших умений узкого учебного и широкого специального характера: осознавать свои потребности и цели; планировать свой учебный процесс; отбирать необходимые материалы, способы и приёмы учения, пользоваться различными видами учебных материалов; осмысливать и обсуждать ход и результаты, собственный стиль учения; взаимодействовать с учителем и одноклассниками и пр. Исследования по проблеме автономии в овладении иностранным языком, проведённые в ряде европейских стран, показали следующее: учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания; они более уверены в себе, у них более высокий уровень самооценки, а также степень доверия к учителю и одноклассникам. Использование проектной методики в обучении способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством мотивации учащихся и повышения результативности их учебного труда, особенно на среднем и старшем этапах, когда учащиеся утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех.

Содержание любого метода раскрывается через его принципы. К основополагающим принципам метода проектов, применительно к методике обучения иностранного языка, относятся:
1. связь идеи проекта с реальной жизнью;
2. интерес к выполнению проекта со стороны всех участников;
3. ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя;
4. самоорганизация и ответственность участников проекта;
5. нацеленность на создание конкретного продукта;
6. монопредметный и межпредметный характер проектов;
7. временная и структурная завершенность проекта.

К использованию метода проектов можно предъявить следующие требования:
— наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
— практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
— самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
— структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
— использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы решения поставленных задач, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

Исходя из этого, этапами разработки структуры проекта являются следующие:
1. представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
2. выдвижение гипотез решения проблемы, обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
3. обсуждение методов проверки гипотез в группах, возможных источников информации;
4. работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
5. оформление проекта;
6. защита проекта (гипотез решения проблем);
7. выявление новых проблем.

Чтобы рассмотреть общедидактическую типологию проектов, необходимо определиться с типологическими принципами:
— доминирующий в проекте метод или вид деятельности;
— предметно-содержательная область проекта;
— характер координации проекта;
— характер контактов;
— количество участников проекта;
— продолжительность проекта.

В соответствии с первым признаком можно выделить следующие типы проектов:
— исследовательские проекты
— творческие проекты
— ролево-игровые проекты
— информационные проекты
— практико-ориентированные проекты

По второму признаку можно отметить:
— монопроекты
— межпредметные проекты

Согласно третьему признаку выделяют:
— проекты с явной, открытой координацией
— проекты со скрытой координацией

По четвёртому признаку проекты подразделяются на:
— внутренние (региональные) проекты
— международные проекты

По пятому признаку можно выделить:
— личностные проекты
— парные проекты
— групповые проекты

Согласно шестому признаку проекты могут быть:
— краткосрочные проекты
— проекты средней продолжительности
— долгосрочные проекты

Разумеется, существуют и смешанные типы проектов, в которых есть признаки разных видов проектов. Каждый тип проектов имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, поэтапность, количество участников.

Практические рекомендации учителю:
— не следует опасаться «рабочего» шума в процессе работы над проектом;
— не стоит избегать русского языка при обсуждении учащимися их работы, поскольку окончательный вариант готовится ими на иностранном языке;
— категорически запрещается выполнять работу за учащихся и брать инициативу в свои руки;
— при оценке проекта обратите внимание не только на правильное использование языка, но и на степень творчества и оригинальности учащихся при выполнении проекта.

В наше время, когда всё шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой, историей становится необходимым элементом процесса обучения иностранному языку. Каждому жителю необходимо уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям об истории происхождения города и т.д. С этой точки зрения учащимися 7класса был выбран проект "Original Tour — Togliatti — Sights«(Приложение 1 — «Визитная карточка» проекта). Безусловно, выполнение проекта затребовало колоссальной работы как со стороны учеников так и со стороны учителя. Организатору проекта необходимо составить подробный план проведения работы (Приложение 2). Данная проектная работа позволила сформировать языковые и страноведческие знания, развить навыки и умения учащихся во всех видах речевой деятельности, успешно использовать английский язык на уровне реальной коммуникации, осуществить самореализацию каждого ученика. При работе над проектом каждая из групп оформляла портфолио, где указывались цели, были изложены способы решения проблемы, составлен график деятельности по решению задач, фиксировались источники информации и т.д. При организации работы учащихся с применением проектирования мы имели ввиду следующие категории:
— процесс работы так же важен как её результаты;
— комплексный характер деятельности создаёт условия для развития психологической стороны личности школьника;
— активное влияние проектного обучения на мотивационную среду обучаемого.

Таким образом, можно утверждать, что проектная методика имеет широкий спектр учебных возможностей и придаёт процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер, даёт возможность использовать современные аксиологический и культурологический подходы к воспитанию, активизировть педагогическую поддержку, включение ученика в различные среды, а также в личностно-ориентированную ситуацию средствами предмета «Иностранный язык».

 
« Пред.   След. »
Официальный интернет-портал  Президента РБ
Министерство образования РБ
УпрОбрМогОблИсполкома
Отдел образования МГИК
Администрация Октябрьского района г. Могилева.
Детский правовой сайт


© 2009–2017 ГУО «Средняя школа № 34 г. Могилева»
212029, г. Могилев, ул. Габровская, 16. Email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Размещение в Интернет МГКУП «ЦГИС», г. Могилев. Cвидетельство о регистрации официального сайта.
Статистика посещений сайта
Если вы заметили ошибку в тексте на нашем сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter