Герб
Средняя школа № 34 г. Могилева
Познавая самого себя, мы познаем весь мир!
Не проста ў словы я гуляю, на роднай мове размаўляю
«Могилев в лицах»

Музей боевой славы

Совет ТОС  микрозоны № 9

Безопасный маршрут

Центр допризывной подготовки

Первичная организация БРСМ СШ №34



Год науки
Главная arrow Методическая работа arrow МО учителй иностранного языка arrow Дифференцированный подход к учащимся как одно из условий развития познавательной самостоятельности
Дифференцированный подход к учащимся как одно из условий развития познавательной самостоятельности Печать E-mail
27.01.2015

Дифференцированный подход к учащимся как одно из условий развития у них познавательной самостоятельности.
(на уроках иностранного языка)

В современной педагогике, в том числе в области иностранных языков, в последние годы утвердился дифференцированный личностно-ориентированный подход к обучению. Одними из основных положений данного подхода являются направленность на развитие личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к самостоятельному непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования. Т.е. речь идёт о приобретении опыта каждым учащимся. Другими словами, процесс образования должен быть дифференцированным с учетом природных задатков, способностей и условий социализации в современной школе.

В дидактике обучение следует считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся. Различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации. Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своём классе. В этом случае понимание дифференциации обучения очень сходно с понятием индивидуализации обучения. Реализуется внутренняя дифференциация главным образом за счёт разнообразия приёмов педагогических технологий и системы упражнений.

На своих уроках я использую систему упражнений, призванную помочь слабым ученикам, а именно адаптивные, корректирующие и совершенствующие.

Адаптивные — призваны помочь более слабым ученикам справляться с рекомендуемыми всему классу заданиями, а сильным - обеспечить обучение на оптимальном уровне сложности.

Пример: Упр.1 (нейтральное, рассчитанное на среднего ученика).
Сейчас вы прослушаете текст. Будьте внимательны и постарайтесь понять его содержание как можно точнее. После этого ответите на вопросы по тексту.
Упр.1а (предназначенное для более слабых учеников)
Сейчас вы прослушаете текст. Предложения на карточке помогут вам понять его. После этого ответите на вопросы по тексту.
Упр.1б (предназначенное для сильных учеников)
Сейчас вы прослушаете текст и составите план его пересказа.

Корректирующие — призваны способствовать ликвидации имеющихся и вновь возникающих пробелов в подготовке и развитию отдельных психических процессов.

Пример: Упр.1(нейтральное)
Сейчас вы прослушаете текст. А потом ответите на вопросы по тексту.
Упр.1а (обеспечивает коррекцию лексических навыков)
Заполните пропуски в предложениях, данных на карточке. После этого вы прослушаете текст.
Упр.1б (способствует расширению объёма слуховой памяти)
Постарайтесь точно повторить за диктором следующие фразы.
Упр.1в (способствует развитию механизма вероятностного прогнозирования)
Прослушайте начало предложения и дайте не менее 5 вариантов его окончания.
Упр.1г (способствует расширению объемов внимания)
Прослушайте предложения и назовите слова, которые имеются в одном предложении, но опущены в другом.

Совершенствующие — предусматривают своего рода шлифовку всех компонентов психологической структуры личности школьника и формирование собственной его индивидуальности. Эти упражнения выполняются всеми учениками, но на различных этапах овладения иноязычными речевыми умениями: вначале они рекомендуются наиболее подготовленным, а затем средним и слабым учащимся.

I. Упражнения, совершенствующие речевые умения и индивидуальный стиль деятельности.
1. Прослушайте текст. Чтобы лучше запомнить его содержание, во время прослушивания запишите отдельные слова и предложения.
2. Если вы опасаетесь, что можете забыть некоторые факты, описываемые в прослушиваемом тексте, повторите текст про себя, глядя на записанные слова и предложения.<>
3. Если вы хотите, чтобы ваши высказывания были логичными /iи обоснованными, продумайте и запишите план пересказа прослушанного текста.
II. Упражнения, совершенствующие речевые умения и познавательные процессы.
1. Скажите, в чем заключается основная идея текста.
2. Придумайте свой вариант окончания текста.

В современном образовании всё больший акцент делается на работу с информацией. Ученикам важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. Научить этому ребят можно, в том числе, используя в своей практике методы технологии <>«обучения в сотрудничестве». Основной принцип этой технологии — работа в малых группах, подбор учащихся в которых осуществляется по принципу «сильный — средний — слабый». Понятно, что способности у детей разные. Одни легко овладевают материалом и соответствующими речевыми умениями. Другим, несмотря на большие усилия с их стороны, не удаётся добиться тех же результатов, как бы они не старались. Поэтому очень важно в период взаимодействия учащихся в группе оценивать не столько реальные результаты слабого ученика, сколько усилия, которые он затрачивает на достижение необходимых результатов. Это достигается таким образом: учащимся в группе даются, дифференцированные по сложности и объёму, задания. Но слабому ученику необходимо добиться полного осмысления этого материала. Здесь не может быть никаких скидок. Особенно удачно подходит этот метод при работе над грамматическим материалом. Времени на объяснение отводится не много, но очень важно понять и осмыслить новое грамматическое явление правильно. Значит, необходимо организовать практику по формированию ориентировочной основы действий. Если ребята будут работать фронтально, то слабые учащиеся не смогут понять, почему нужно выполнять задания так, а не иначе. Если работа будет организована индивидуально, то тем более слабые ученики не смогут самостоятельно разобраться в новом материале.

На завершающем этапе работы над темой я провожу индивидуальное тестирование. Но в классах младшего и среднего звена можно иногда разнообразить методы контроля и обратиться к командно-игровой деятельности на уроке. Например, соревновательные турниры между командами. Для этого организуются турнирные столы, по три ученика (равные по уровню обученности) за каждым столом. Даются всем задания, дифференцированные по сложности и объёму. Победитель каждой команды приносит своей команде одинаковое количество баллов, независимо от уровня подготовленности учащихся. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам, имеют равные шансы на успех для своей команды.

Вообще, осуществляя любой контроль на уроке, надо отталкиваться от принципа дифференциации и индивидуально-психологических особенностей ученика. При контроле понимания прочитанного текста, учитывая вышесказанное, я использую следующие дифференцированные задания.

Например, ответы на вопросы по содержанию текста. Средним ученикам можно дать вопросы к тексту, ответы на которые довольно подробно передадут содержание. Ученикам, которые отличаются недостаточным уровнем развития речевого слуха, внимания или слуховой памяти, вопросы целесообразно задавать в письменном виде. Ученикам с более слабой подготовкой вопросы формулируются таким образом, чтобы ответы на них кратко передали основное содержание текста. Ученикам со слабой подготовкой можно дать карточки с предложениями на родном языке, которые передают основную мысль текста; эквиваленты их на иностранном языке они должны найти в прочитанном тексте. Ученики с высоким уровнем обучения могут пересказать текст, высказывая своё отношение к прочитанному. Эффективным является также следующий способ контроля прочитанного: для «сильной» группы даётся задание составить подробный план к тексту, для более «слабой» — пронумеровать данные учителем в неправильной последовательности пункты плана.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что осуществление дифференцированного подхода требует от учителя большого искусства.

Литература:

1. Капаева А.Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам.// ИЯШ. — 2001. — № 3. — С.12.
2. Полат Е.С. Разноуровневое обучение.// ИЯШ. — 2001. — № 1. — С.4.
3. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве.// ИЯШ. — 2000. — № 1. — С.4.
4. Шаповалова В.М. Повышение эффективности контроля при дифференцированном обучении.// ИЯШ. — 1987. — № 4. — С.57.

 
« Пред.   След. »
Официальный интернет-портал  Президента РБ
Министерство образования РБ
УпрОбрМогОблИсполкома
Отдел образования МГИК
Администрация Октябрьского района г. Могилева.
Детский правовой сайт


© 2009–2017 ГУО «Средняя школа № 34 г. Могилева»
212029, г. Могилев, ул. Габровская, 16. Email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Размещение в Интернет МГКУП «ЦГИС», г. Могилев. Cвидетельство о регистрации официального сайта.
Статистика посещений сайта
Если вы заметили ошибку в тексте на нашем сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter