Герб
Средняя школа № 34 г. Могилева
Познавая самого себя, мы познаем весь мир!
Не проста ў словы я гуляю, на роднай мове размаўляю
«Могилев в лицах»

Музей боевой славы

Совет ТОС  микрозоны № 9

Безопасный маршрут

Центр допризывной подготовки

Первичная организация БРСМ СШ №34



Год науки
Главная arrow Методическая работа arrow МО учителй иностранного языка arrow Иностранному языку нельзя научить. Ему можно только научиться!
Иностранному языку нельзя научить. Ему можно только научиться! Печать E-mail
27.01.2015

Так гласит один из девизов личностно-ориентированного подхода, который реализуется в практике преподавания иностранного языка. Базовыми положениями данного подхода являются направленность на развитие личности обучаемого как активного субъекта учебной деятельности; повышение роли самостоятельной работы, контроля и самоконтроля за ходом и результатом овладения иностранным языком.
В этой связи актуальной становится проблема изучения и использования инновационных технологий, и в частности — модульной технологии. Она направлена на развитие и воспитание способности и готовности учеников к самостоятельному изучению иностранного языка. Термин «модуль» восходит к латинскому слову modulus — «мера» и широко применим в ряде наук. В педагогике подмодулем понимают «целый функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им».

Таким образом, модуль при обучении иностранному языку трактуется двояко: как блок информации, подлежащий самостоятельному усвоению, и как особая процедура, обеспечивающая овладение оптимальным способом изучаемым материалом. Такая процедура называется модульной технологией, специфика которой заключается в том, что ученик с большей долей самостоятельности, чем в традиционном обучении, достигает конкретной цели:
— цель усвоения модуля;
— сам учебный материал;
— основные способы его усвоения;
— виды самоконтроля;
— формы итогового контроля.

При использовании модульной технологии обучения ученик поставлен в условия, когда он сам должен добывать знания с помощью предоставленной ему информации, формировать навыки оперирования учебным материалом, используя данные ему инструкции. Такие инструкции образно называют «путеводителем». С помощью «путеводителя» учитель управляет учебной деятельностью учащихся, постоянно поощряет и мотивирует их самостоятельную работу.
Реализация модульной технологии предусматривает три цикла:
— цикл первичного ознакомления с новым материалом по «путеводителю»;
— цикл самостоятельной аудиторной или внеклассной работы и самоконтроля по ключам;
— цикл итогового (выходного) контроля в классе. Итоговый контрольный тест по всему пройденному материалу. Анализ проделанной работы.

В первом цикле учитель знакомит учащихся с особенностями работы по модульной технологии, сообщает цель и задачи работы с модулем и составляющими его подмодулями (блоками), раздаёт «путеводители» и объясняет содержащийся в них учебный материал, показывает, где найти необходимую информацию, указывает, как выполнять задания и тесты, сообщает сроки выполнения работы.

Второй цикл является центральным, так как именно в нём заключена полная технология самообучения и самоконтроля. Материал для усвоения, скомпонованный в обозримые и удобные для учащихся блоки, предоставленные каждому ученику для самостоятельной работы. В «путеводителе» ученик находит и закрепляет самостоятельно опорный конспект объясненного в классе учебного материала, делает серию упражнений по его усвоению и пошаговому самоконтролю по ключам, выясняет сроки работы по модулю и время проведения итогового теста.

Примерно в середине срока самостоятельной работы по «путеводителю» учитель просит принести и показать выполненные задания, индивидуально консультирует учащихся. А к концу указанного срока тем из них, кто выполнил более 80 % запланированной работы, даёт ключи к итоговому тесту-образцу, предназначенному для самоконтроля учебного материала всего модуля. В тетради регистрации хода работы над модулем учитель отмечает успехи учащихся, поощряет тех, кто успешно выполняет программу самостоятельной работы, выясняет причины отставания, помогает и консультирует в случае возникновения трудностей.

В завершение второго цикла учитель совместно с учащимися обобщает изученный самостоятельно материал, анализирует содержание заданий примерного итогового теста «путеводителя» и сообщает о переходе к завершающему этапу работы.

Третий цикл — это цикл итогового контроля изученного модуля, выполнение в классе итогового контрольного теста по всему пройденному материалу и его проверка по следующим критериям: 90% выполнения заданий — «отлично»; 70 — 75% — «хорошо»; 50 — 55% — «удовлетворительно». Завершает цикл анализ результатов работы и выяснение мнения учащихся об эффективности работы по модульной технологии.

Структура урока-модуля.
— цель урока;
— входной контроль;
— учебный элемент (упражнения);
— выходной контроль;
— резюме (краткий вывод);
— рефлексия (самоанализ, выражение собственного мнения).

Целью входного контроля является восстановить у учащихся знания, полученные на предыдущих уроках. Затем следует учебный элемент, где указывается главная цель, к чему должен стремиться ученик. Ученик, прочитав цель, изучив модуль, имеет представление, что и зачем ему делать на уроке. В модуле задания взаимосвязаны, логично выстроены. Учитель находится рядом и может оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Контроль выполнения заданий осуществляется учителем разными способами — в группе, индивидуально, на доске и т.д.
В выходном контроле ученики показывают результат. Это может быть проектная работа, диалог, рассказ и т.д. Цель резюме — чтобы учащиеся ушли с урока с положительными эмоциями. Резюме — это отражение учеником его восприятия урока.

Модульную технологию можно использовать как при обучении иноязычной речевой деятельности, так и при работе над лексико-грамматическим материалом, выделяя законченный блок учебной информации для самостоятельной работы учащихся.

Работа начинается с составления учителем модульной программы, которая строится по принципу составления календарно-тематического плана и включает в себя коммуникативную цель для модуля в целом и конкретные речевые или языковые задачи для каждого подмодуля. Учитель анализирует серию уроков (Unit) и выделяет ту её часть, которую он считает возможной отдать ученикам на самостоятельное изучение.

Основной принцип модульности- это цельность, завершенность и краткость изложения информации, подлежащей самостоятельному изучению.

При работе по вышеуказанной технологии явно видны преимущества самостоятельной работы с помощью «путеводителя»; удобство проверки по ключам, быстрота получения индивидуальной консультации у учителя; более глубокое осознание изучаемого материала; возможность практического применения полученных знаний, навыков и умений в конкретной иноязычной деятельности.

Действительно каждый ученик включен в активную учебно-познавательную деятельность, работает с программой- «путеводителем» в индивидуальном темпе, имеет возможность самореализации, что способствует повышению мотивации усвоения иностранного языка.

Принципиально меняется и роль учителя, который с помощью модуля организует, управляет и консультирует учащихся, поэтому и изменяется и подготовка учителя к занятию: теперь он не столько готовится к тому, как ввести новый материал, сколько к тому, как эффективнее управлять деятельностью школьников по усвоению этого материала с помощью «путеводителя». Перед учителем встаёт новая задача выделения интегративных целей модуля и структурирования материала под эти цели. Продумывание целей деятельности учащихся, определения форм и методов их учения требует высокой профессиональной компетенции самого учителя, что способствует его самореализации и росту профессионального самосовершенствования.

Таким образом, модульная технология основана на главной идее — ученик должен учиться сам, а учитель будет осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать.

На стандартном уроке всё чётко, логично, стройно, умно. Учитель говорит, ученик слушает, молчит и мечтает о свободе. Ему необходимо повиноваться, слушаться, угадывать и угождать учителю, то есть делать и говорить то, чего от него ждут. Постепенно ребенок разучивается хотеть и любопытствовать, воображать, фантазировать, творить. Именно урок—модуль дает детям свободу, призывает к творчеству. Здесь как-то неловко кого-то поучать, дисциплинировать, даже давать знания. Ученики сами добывают и строят свое знание.

Модуль — это законченный блок информации, разработанная учителем программа действий и советов. Уроки типа «модуль» учат школьников самостоятельному изучению материала, умению контролировать время, умению ставить цель и анализировать результат. Выгода для учителя: это хороший способ обобщения материала; учитель выстраивает материал в модуле используя упражнения (учебные элементы), которые дают больший эффект в поиске знаний. Модульный урок предполагает работу индивидуальную, парную и в группах. Это снимает неуверенность детей в себе, страх ошибиться; на таких уроках можно воспользоваться подсказкой товарища по парте, либо обратиться за помощью к учителю, так как учитель является консультантом, он сотрудничает с детьми.

Модульную технологию следует вводить постепенно, сочетая её с привычными технологиями, поэтапно формируя у учащихся учебные умения самостоятельной работы с иноязычной информацией.

Используя в своей работе технологию модульного обучения я пришла к следующим выводам:
1. Это хороший способ обобщения материала или введения нового.
2. Уроки типа «Модуль» поддерживают интерес в изучении предмета.
3. Уроки учат работать в парах и группах, а это оказывает положительное влияние на школьника в психологическом плане (на английском языке начинают говорить даже самые слабые ученики).
4. Такие уроки учат формировать навыки самообразования; учитель становится
5. консультантом.
6. Уроки учат организованности в учебной работе.
7. Модуль позволяет внедрять дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения.
8. Возрастает творческая самостоятельность школьников.
9. Возрастает объем усваиваемого материала.
10. Не остается учеников, не работающих на уроке.

 
« Пред.   След. »
Официальный интернет-портал  Президента РБ
Министерство образования РБ
УпрОбрМогОблИсполкома
Отдел образования МГИК
Администрация Октябрьского района г. Могилева.
Детский правовой сайт


© 2009–2017 ГУО «Средняя школа № 34 г. Могилева»
212029, г. Могилев, ул. Габровская, 16. Email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Размещение в Интернет МГКУП «ЦГИС», г. Могилев. Cвидетельство о регистрации официального сайта.
Статистика посещений сайта
Если вы заметили ошибку в тексте на нашем сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter